Еще совсем недавно молодежи было проще простого найти
работу: интернет-сайты пестрели объявлениями о вакансиях с гибким графиком и
быстрым расчетом - курьер, официант, промоутер, расклейщик объявлений. Кризис
внес свои коррективы. Сейчас работодатель предпочтет взять приезжего, нежели
студента. Куда за меньшие деньги, пишет "Московский
комсомолец".
По логике городских властей, ситуация должна
была меняться с точностью до наоборот. В городском Центре профориентации
всерьез рассчитывали, что молодые выпускники, не найдя работу по специальности
в офисах, пойдут на места гастарбайтеров - в общепит, строительство и торговлю.
А те перестанут занимать "чужие" места.
Там добавили, что москвичи, похоже, весьма заблуждаются насчет своей
востребованности на рынке труда. В докризисный период они постоянно находились
в "броуновском движении": кочевали из одной компании в другую,
поэтому у них возник синдром супервостребованности. Теперь молодым и
амбициозным придется закрыть глаза на такие вещи, как престиж и статус, и пойти
работать официантами. Кроме того, столичным жителям советовали поучиться у
приезжих усердию и покладистости. И действительно, число вакантных мест для
тех, кто начинает карьеру, сократилось в четыре раза. Но путь в фаст-фуд им,
похоже, заказан.
У работодателя своя логика
Эксперты давно говорили: у работодателя своя логика. Заставить их избавиться от
гастарбайтеров власти пытаются уже давно, однако на примере городского
коммунального хозяйства можно увидеть, что те и сами не прочь воспользоваться
дешевой рабсилой из стран СНГ. Получается, эксперты не ошиблись.
Известная сеть фаст-фуд-кафе была настоящим спасением для трудолюбивой
молодежи - реклама о наборе персонала была расклеена в метро и шла по
телевидению. Особенно привлекала возможность совмещать работу с учебой, премии
и бонусы. Нельзя сказать, что финансовый кризис полностью изменил штатный
состав закусочных, но столичной молодежи среди работников стало явно меньше.
Теперь и там, по наблюдениям корреспондентов "МК", места за кассой и
на кухне все больше занимают мигранты.
По этому же пути идут и другие сетевые предприятия общественного питания, даже
модные кофейни. По словам бывшей официантки одной из них, в докризисные
времена они получали там порядка тридцати тысяч рублей, сейчас на работу взяли
много ребят-мигрантов (тоже, кстати, молодых). Работают они, по рассказам
коллег, с большим энтузиазмом. А получают максимум 15 тысяч.
Пролетели и любители подработать в рекламе. Промоутеры
самоликвидировались за ненадобностью - заказов на проведение акций не стало. А
ведь это была самая излюбленная студенческая подработка. Платили 120—150 рублей
в час, можно было совмещать с учебой. Та же ситуация с распространением
рекламных листовок.
Супермаркеты тоже предпочитают приезжих, и это давно заметно даже
невооруженному глазу. Хотя в свое время многие студенты сумели набраться там
опыта и заработать - в ту пору меняли "тётенек"-товароведов за 40 на
молодежь.
Где переждать кризис
По словам экспертов, реалии рынка труда сейчас таковы, что работы для студентов
становится действительно все меньше. К сожалению, эта тенденция будет
преобладать как минимум до второй половины лета 2009 года. Некоторое оживление
в этом сегменте рынка труда возможно лишь к сентябрю, прогнозируют специалисты.
А пока они советуют умерить зарплатные ожидания.
Нужно принять как данность, что, возможно, придется работать неполный рабочий
день, на 2-3 работах. Во всяком случае, пока ситуация на рынках не
стабилизируется.
Если же говорить о других возможных сферах применения труда студентов, советуют
больше осваивать специальности санитаров, репетиторов, сиделок, нянь и
помощников по хозяйству. В этом случае наниматель, как правило, предпочитает
хоть и неопытных, но "с пропиской".
|