Как разрешить противоречия в миграционной политике
Россия остается центром притяжения для мигрантов из стран бывшего СССР.
Однако при отсутствии концепции управления миграционную политику продолжает
шатать из стороны в сторону и принимаемые решения пока далеки от
последовательности. Это касается как регулирования потока внешней трудовой
миграции посредством квот, так и отношения к иммиграции, которая начинается с
получения мигрантом статуса РВП (разрешения на временное проживание).
Между тем один из глобальных вызовов, стоящих перед современной Россией, –
снижение численности населения. Причем с 2008 года снижается доля лиц
трудоспособного возраста в общем составе населения. Темпы этого снижения нарастают вплоть до 2016 года. А повышение
рождаемости, которое мы сегодня
наблюдаем, скажется на рынке труда только через 15–20 лет.
Именно миграция из стран СНГ, как временная трудовая, так и на постоянное
место жительства, могла бы смягчить ситуацию на время «демографической ямы».
Временно, на
работу
Основной инструмент регулирования трудовой миграции – квотирование. В России
он впервые был введен президентским указом в 1993 году. Квота тогда не
определялась заранее на предстоящий год, а фиксировалась «по факту», исходя из
количества заявок, поданных работодателями. Впервые ее установили в 2002 году
(определив количество работников из визовых стран на 2003 год) в соответствии с
новым Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан». Точнее
сказать, квотировалось не количес
...
Читать дальше »