Правда – основа культуры После всех бесчисленных споров, консультаций, дискуссий на тему "кто такое
русские" и что такое "Русский мир" объяснение, кажется, дано...
"3-4 ноября в Интеллектуальном центре МГУ прошла II Ассамблея Русского
мира. Участники и гости Ассамблеи: Людмила Путина, Вячеслав Никонов, Джахан
Поллыева, Алексей Громыко, Юрий Прохоров, Андрей Фурсенко, Сергей Лавров и др. Круглые столы и тематические секции: "Русский мир и процессы глобализации" "Российская культура в мировом контексте" "Информационное пространство Русского мира" "Русский язык в международном общении". Все хорошо. Темы интересные. Действительно – "Русский язык в
международном общении" обсуждается на каждом, пожалуй, мероприятии,
посвященном "Русскому миру", а мероприятий этих – как песка в море.
Да только результаты какие-то...Неприглядные, скажем прямо, результаты. Создается
впечатление, что популярность русского языка в мире – особенно же на
постсоветском пространстве – обратно пропорциональна количеству "Круглых
столов", Ассамблей и Конгрессов соотечественников, обсуждающих указанную
проблему. Но не будем придираться. Красивое слово "Ассамблея", приличные во
всех отношениях участники, благородный антураж... Отчего бы и не собраться в
очередной раз, коли деньги есть? Но вот это... Это надо заносить в анналы: "II Ассамблея Русского Мира объединяет всех, кто независимо от
гражданства, вероисповедания, национальной принадлежности и социального
положения, считает русский язык и литературу важнейшими элементами мирового
культурного наследия." Прямо вот всех-всех она объединяет? Именно эта "II Ассамблея"? Мой родной язык – русский. Я люблю русскую литературу, естественно. Но, будучи русской, я не могу сказать, что именно русский язык – важнейший
из всех языков мира. Для меня как русской – да, но и то не абсолютно во всех
случаях. Я буду говорить, читать и писать по-русски, петь русские песни,
любоваться картинами Венецианова и Саврасова – но я прекрасно понимаю ценность
латыни, древнегреческого, арамейского, иврита, церковнославянского языка;
понимаю ценность мировой, особенно, европейской литературы, из которой не
выкинешь Толстого – но и Диккенса тоже не выкинешь, как не выкинешь из живописи
Веласкеса и Эль Греко. Я понимаю и чувствую, что русская культура родственна
высоким образцам мировой культуры; она их в себя впитала; на них росла и у них
училась, – что она не одинокая вершина среди ровной степи, но лишь одна из
вершин величественного горного кряжа. И вообще – мировое культурное наследие, что это такое? То, что принадлежит
всем народам, всему миру; те памятники культуры, которые одинаково признаются
ценностями непреходящего значения для всякого, кто живет на земле. С культурой еще как-то можно разобраться. Но вот язык... Покажите мне поляка или латыша, который, вдруг обретя "независимость от
своей национальной принадлежности" сочтет, что польский язык или латышский
– это "так", а вот зато русский... Вряд ли нам удастся познакомиться
с подобным феноменом, и это естественно: для представителя любого народа родной
язык – это то, без чего он теряет способность понимать мир и себя в этом мире,
не говоря уж о возможности создавать культуру. Так откуда же возьмется вдруг
тот индивидуум, который, русским не являясь, вдруг признает русский язык некоей
абсолютной ценностью, "Важнейшим элементом"? Это если говорить о народах, входивших и входящих тем или иным образом в
наше русское культурное пространство. Но арабский мир? Китайцы? Индия,
Пакистан? Даже культурная Франция или Италия – что они знают о русской
культуре? Что понимают? Являются ли для кого-нибудь, кроме нас, русский язык и
культура делом кровным, живым – и одной из основ бытия?
Нет, конечно. Родное – это родное. Особенно, если речь идет о языке. Здесь и
объяснять ничего не надо. Обычно – не надо. Но не в случае рассматриваемой нами
"ассамблеи". Ассамблея, покусившись объединить "всех, кто" на основании
предпочтения русского языка и культуры, думается, несколько поторопилась. И
поторопилась, конечно, потому, что ей надо обойти, объехать на кривой козе это
ужасное слово "русские" – применительно к народу. Ибо, конечно,
русские и только они будут отстаивать приоритет русского языка и родной
культуры. Но русских-то вспоминать нельзя, никак нельзя! Нет, конечно, Джахан Поллыева славно потрудилась в спичрайтерах у Путина. И
Людмила Путина тоже филолог. И уж Никита-то Михалков, режиссер режиссеров, явно
знает, как чувствует себя русская культура в соотнесении с процессами
глобализации. Но все-таки – я бы посоветовала организаторам "Ассамблей" не быть
легкомысленными. И не пытаться объединить людей на столь зыбких основаниях, как
любовь к культуре – если речь идет о "Русском мире", по крайней мере.
Или имеется в виду именно мир русской культуры? (Но тогда почему так прямо и не
сказать? Тогда к чему здесь же упомянут язык, да еще гражданство и социальное
положение?) Хотелось бы отметить, что культура – это не обязательно нечто цельное, прекрасное
и благородное, то, что всем равно дорого – Пушкин или храм Покрова на Нерли.
Как говорил Флоренский, маркиз де Сад – это тоже явление культуры. Точно так
же, творчество Сорокина – культура и выставка "Осторожно, религия" –
культурное событие, и скульптуры Церетели – тоже. Значит, признание культурных
ценностей чем-то объединяющим – ложно, зыбко, сомнительно. И сами эти ценности
являются таковыми только в рамках того нравственного и эстетического идеала,
который присущ тому или иному народу. Следовательно, русская культура, даже и названная важнейшим элементом
мировой культуры, сама по себе, в отрыве от носителей культуры, их
эстетического идеала, существовать не может. Кто-то должен ее, эту культуру,
культивировать – и осознавать, кстати, насколько то или иное культурное
достижение добавляет нечто в сокровищницу мировых ценностей, будучи признанным
сперва как ценность культуры некоего народа – в нашем случае, непоминаемого
русского. Кто же в ином случае будет "признавать" или "отвергать"?
"Многонациональный народ России"? Не стыкуется. НЕ ВЫХОДИТ. То, что
создал этот "многонациональный народ" в лице многонациональных
минаевых-багировых улицких-тимуровбекмамбетовых, к "важнейшим элементам
мирового культурного наследия" никак не отнесешь, и это уже сейчас
совершенно очевидно. Мне возразят, что я страдаю вкусовщиной. Для меня, мол, Улицкая никакая
писательница, а вот другие люди, более компетентные, критики и литературоведы,
профессоналы, между прочим, вручают ей литературные премии. И нечего мне судить
о том, чего я не понимаю, заключившись в узконациональные рамки консервативного
мировоззрения. Однако, если так – покажите мне результаты! Покажите мне достойное
произведение, рассказывающее нам о трагедии русского (опять!) народа в ХХ веке.
Роман, адекватными художественными средствами изображающий революцию 1917 года,
крушение Российской Империи, красных и белых, Советскую власть. Повествующий о
трагедии православной Церкви, о Сталине, Ленине, репрессиях, Солженицыне –
наконец, о перестройке. О том, как распался СССР, как 25 000 000 русских оказалось за пределами
России, о судьбах этих миллионов. О том, что переживали и переживают русские,
лишенные государственности, лишенные возможности решать свою судьбу, судьбу
своих детей. Дайте мне роман о русском городе, в одночасье ставшем европейским.
Или, наоборот, азиатским и мусульманским. О том, как пошли под снос заводы и
фабрики, как заросли бурьяном поля, как канули в небытие "дружба
народов" и "братская помощь" и как и почему это произошло. Расскажите мне не о ворах, их воровских проблемах и жуткой жизни писателей
из Азербайджана, не о Рублевке и гламуре, а о том, о чем до хрипоты спорят мои
современники, мои братья и сестры из России, Латвии, Казахстана и Украины.
Спорят, думают – и не могут понять, ЗА ЧТО, ПОЧЕМУ, КАК. Расскажите, объясните – да что там, хоть вздохните, хоть слезу пророните о
русском горе, одну-единственную, в оправдание тому, что вы делаете и будете
делать... ...А ведь прошло уже 17 лет. И для художника, живущего болью и трагедией
народа, материала – море. Океаны его, этого материала. Для любого художника,
будь то писатель, режиссер, живописец. Но пока мы никаких масштабных
исторических полотен не видим. Если и появляется что-то – то в виде трагедии
личности; личности – но не народа! И в этом – бесспорное доказательство
уродства теории "многонациональности" и
"мультикультурализма". Культура требует подпоры – внятной идеологии или народного идеала. И
искусство не может быть обращено лишь к сегодняшнему, сиюминутному,
неустоявшемуся. Оно должно осмысливать прошлое, пока оно еще свежо в памяти, не
покрыто коростой конформистского вранья, и осмысливать так, как осмысливает
народ – а не та часть вненационального истеблишмента, которая, дабы оправдать
свое существование, декларирует никогда не существовавший
"мультикультурализм". Нет, ничего они не создали – и не создадут, нынешние "мастера
культуры". Для того чтобы создать нечто, должны придти люди, осознающие
свою причастность к России, ее народу и его судьбе. ...Так кто же? Неужели все-таки русские? Вот так, грубо и неприглядно – РУССКИЕ. Они, и только они и составляют
"РУССКИЙ МИР". В огромном, подавляющем преимуществе. Они его хозяева
– несмотря на наличие "русскоязычных" писателей и режиссеров. И те завитушки, которыми маскируется действительность, в которой как бы
существует "многонациональный народ России" и его
"мультикультурализм", но не существует русского народа и его культуры
– суть средство, которым пытаются прикрыть плачевное состояние современного
российского общества, его ценностей. Для того чтобы быть, а не считаться культурными людьми, да еще считающими
русский язык и русскую литературу самой важной частью всемирного наследия,
надо, по крайней мере, перестать врать. И надо перестать вычеркивать из
Русского Мира – САМУ РОССИЮ и РУССКИЙ НАРОД, то, чем русский язык и культура
непосредственно питается и живет. Сосредоточьтесь на главном, участники ассамблей. Не пекитесь о том, чтобы
подметальщик улиц в Исламабаде не почувствовал вдруг себя обойденным, если он
коим грехом слышал слово "спутник" и таким образом оказался
причастным к русскому языку. Не пекитесь о тех вездесущих графах, которые
бесконечно мотаются по разным Конгрессам русских общин и съездам
соотечественников, выдавая себя за истинных, самой чистой воды "любителей
русской культуры", "русских дворян", давно уже не служащих
России – а дворянство и существовало лишь постольку, поскольку оно служило
Отечеству и Государю... Не пекитесь о тех "русскоязычных", которые открыто и гласно
признаются, что Россию не любят и боятся, что нога бы их не ступала на русскую
землю, если бы не необходимость искать деньги и связи. Поверьте – если их не станет, Русского Мира не убудет. Пекитесь о России, ее народе. О русских. О тех, кто любит свою страну, хочет
жить на Родине и работать для ее процветания. Говорите ПРАВДУ, ибо без правды – нет и не будет никакой культуры, а русский
язык превратится в новояз, до чего не приведи, Господи, дожить никому!
Источник: Россия и соотечественники
|