В Ташкенте вышла книга «Трудовая миграция в республике Узбекистан:
социальные, правовые и гендерные аспекты», изданная под эгидой Программы
развития ООН в Узбекистане и Гендерной программы Посольства Швейцарии в
Узбекистане. Исследование обобщает результаты социологических опросов 2006-2007
годов, проведенных по вопросам внутренней и внешней миграции в Узбекистане. Понятно, что исследования, проведенные еще до финансового кризиса, не
отражают нынешней ситуации с увольнениями и возможным возвращением
гастарбайтеров домой. Но эта книга, подробно освещающая проблемы трудовой
миграции в Узбекистане, как внешней, так и внутренней, дает четкое
представление о миграционных настроениях в узбекском обществе и о том, кто
является сегодня трудовым мигрантом, а также довольно жестко обрисовывает
проблемы гастарбайтеров как в России, так и в самом Узбекистане. Причем очень
многие стереотипы этим исследованием разбиваются напрочь.
Почему они едут
Ответ на этот вопрос, кажется, ясен – едут, когда рядом с домом не могут
найти нормальной работы или нормальной зарплаты. Когда слишком много иждивенцев
в семье. Когда нужно выдавать замуж дочь, или платить за образование детей, или
строить (расширять) дом, а возможности заработать такие суммы, не покидая дом,
нет. «Работу можно найти и у нас в кишлаке, просто здесь уровень зарплаты не
устраивает людей, поэтому они ищут работу в других местах. На зарплату, которая
здесь есть, можно выжить, но на нее не справишь свадьбу и не построишь дом. Кто
сейчас уезжает? Те, кто должен женить сына или делать свадьбу дочери, или у
кого дома живет две-три семьи, а на строительство дома денег нет» (Работник
махаллинского комитета, Наманганская область). Найти в Узбекистане работу, которая бы давала возможность решить эти
финансовые проблемы, очень трудно, и дело не в отсутствии у гастарбайтера
образования или квалификации: 33,3 процента внешних трудовых мигрантов имеют
высшее образование, 31 процент - среднее, 26,2 процента - среднее специальное. Просто в Узбекистане, действительно, нет работы. И у всех – дети. «Старшая дочь была на выданье, нужны были деньги, знаете же обряды:
подготовка большого приданого, жильем обеспечить, если есть возможность. Еще средняя
дочь в институте училась, младший сын к тому времени уже учился в 9-10 классе,
тоже нужно было готовиться к поступлению в институт, или в армию»
(Мужчина-мигрант, Ташкент.) Мужчины принимают решение об отъезде, посоветовавшись с семьей. А женщины –
в одиночку. Потому что женщины, которые едут на заработки, как правило,
одинокие: разведенные, вдовы, матери-одиночки. Или молодые девушки, которые
помогают родителям растить младших братьев и сестер. «На селе – какие работы? Только целый год на поле. Так и муж мой – думал
заработать больше, и с температурой, и в дождь ходил. Получали копейки. Ни на
что не хватало… Как не стало его – все на меня легло. Дети, хозяйство. Трудно
на селе женщине с детьми». (Женщина-мигрант, Андижан.) Обложка книги «Трудовая миграция в Республике Узбекистан:
Социальные, правовые и гендерные аспекты» Жены отпускают мужей на заработки скрепя сердце: слишком
силен страх, что муж останется там или найдет себе новую жену. И страх этот
оправдан. По данным социологов, за полтора года работы гастарбайтера-мужчины не
бывает дома 12,2 месяца, а женщины отсутствуют одиннадцать месяцев из
восемнадцати. 23 процента опрошенных за последние полтора года практически не
возвращались домой. Женщины, у которых, как правило, дома остаются маленькие дети, стремятся
почаще приезжать домой. Но очевидно, что подобные материнские «набеги», даже с
подарками и деньгами, «рвут душу» и детям, и матерям. «Сын очень нуждается во мне. Стоит один день не позвонить, так потом чуть
не плачет. Фактически сейчас он и без матери, и без отца». «Мое отсутствие в семье очень сказывается на моральной стороне моих
детей. У них и так нет отца. В период моего отсутствия они живут со свекровью.
Но она относится к ним очень жестко. Они не хотят к ней идти в гости. Говорят,
что она очень злая и безжалостная. Каждый раз, уезжая, я с тяжелым сердцем
оставляю их у нее. Но у меня нет выхода: надо как-то дальше существовать». «Если бы могли найти работу здесь – ни за что бы не поехали», - говорит
большинство опрошенных. Слишком уж большую цену платят гастарбайтеры за
возможность заработать свои 300-400 долларов в месяц, если они работают в
России, и 145 тысяч сумов (115 долларов), если они работают в Узбекистане. Из
них 90 тысяч сумов отправляют домой. А четверть опрошенных внутренних мигрантов
вообще признались, что получают в месяц менее 50 долларов. Но при этом 90
процентов опрошенных считают, что этот заработок, в любом случае, лучше и выше
того, что они могли бы найти рядом с домом. По данным исследований, заработок
трудового мигранта в пять-десять раз больше любого другого семейного дохода. «Деньги мне муж высылает только через почту. Мы пробовали передавать
деньги через знакомых, но почему-то эти деньги вовремя не доходят, или не
доходят вообще. Иногда приходит только часть. Те, кто привозят деньги, говорят,
что либо кто-то задержал, либо еще что-нибудь. И здесь уже ничего никому не
докажешь, и не потребуешь. Поэтому мы получаем деньги через почту. Муж
старается высылать деньги раз в месяц. В месяц он сам зарабатывает 300
(долларов)».
Жизнь в подвалах
Живут гастарбайтеры, как правило, в очень тяжелых условиях. Чтобы меньше
денег уходило на жилье, люди предпочитают или договариваться с работодателем о
предоставлении бесплатного жилья, либо снимают койку в комнате, которую делят
еще с несколькими такими же мигрантами. Как правило, жилье это без удобств,
возможность принять душ есть не у всякого. «За жилье нам надо было платить 80 долларов за койку. В этой квартире
люди как тараканы жили: по утрам целая очередь в туалет. Иногда приходилось
искать туалет в городе, чтобы привести себя в порядок. Купаться в баню ходила.
У меня все вещи там украли». (Женщина-мигрант.) «Живем прямо на стройке, поэтому стараемся обустроить подвал. Утеплили
его до зимы. Но бывало, и на полу бетонном лежали в мороз. Но в тот раз хозяин
пожалел нас, и привез теплые покрывала, обогреватель. По праздникам скидываемся
и мясом балуем себя, но это редко бывает». (Мужчина-мигрант.) «Невыносимый холод, от которого теряешь здоровье, сырость… Не зря люди
болеют! А сколько людей пропадает без вести! Мой муж тоже там пьет, но он
говорит, что это для того, чтобы только продержаться на холоде и поддерживать
здоровье» (Жена мигранта.)
Легализация
Говорить о всплеске трудовой миграции из стран Центральной Азии можно,
начиная с 2000 годов. В эти годы, благодаря росту цен на энергоносители, в
России и Казахстане экономическая ситуация стабилизировалась, война в «горячих
точках» постепенно сошла на нет. К тому же к началу 2000 года, с одной стороны,
у народа поубавились возможности заниматься челночным бизнесом, который был так
популярен в 1990-е, а с другой, ушли в небытие советские социальные льготы и
бесплатные социальные услуги. Все стало за деньги, а самих денег как раз и не
стало. И люди потянулись туда, где можно было эти деньги заработать. На заработки поехали все, даже узбеки и таджики, хотя согласно цитируемому
нами исследованию, узбеки и таджики являются представителями «традиционно
оседлого населения Центральной Азии», для которых нетипична трудовая миграция.
Поехали даже женщины – хотя еще несколько лет назад было трудно себе
представить, чтобы узбечка или таджичка оставила детей и дом и отправилась в
чужие места на заработки. Но мужья уходят (или умирают), и женщины вынуждены
уезжать в поисках работы, чтобы поднять детей. «Муж умер, односельчане и муж сестры мне предложили зарабатывать с ними в
Москве. Я согласилась, сестра тоже поддержала. Детей нужно поднимать, а у нас я
ничего не зарабатывала. А сейчас хоть дети не голодают, да и внуку посылочки
передаю и детям – деньги» Куда поехали? Сначала, чтобы поднабраться опыта, люди становились
внутренними трудовыми мигрантами. Ехали, как правило, в Ташкент (70-80 процентов
внутренних мигрантов). Но там начинались проблемы с регистрацией, с милицией, с
поиском жилья. Тогда, поднакопив денег, люди отправлялись за рубеж: в Россию и
Казахстан, причем ехали, как правило, нелегально. Но даже по данным официальной
статистики, в Россию едет 80 процентов внешних трудовых мигрантов из
Узбекистана. А в Казахстане выходцы из Узбекистана – это 57,6 процента
мигрантов от всех прибывших из стран СНГ. «Несмотря на быстрое становление новых государств, миграционное пространство
бывшего СССР для большинства их жителей остается общим, - сказано в
исследовании. - Этому способствуют тесные семейные и культурные связи между
населением новых стран, общие системы транспорта и коммуникаций, сохранение в
значительной степени общего языка общения, похожие образовательные системы,
взаимодополняемость рынков труда, схожая ментальность и поведенческие черты, а
также то, что пересечение границ стран СНГ, за редким исключением, не требует
визы». Главными миграционными донорами России являются сегодня Средняя Азия и
Казахстан, они дают две трети миграционного прироста от всех стран СНГ. Средняя
Азия становится в последнее время главным источником трудовой иммиграции и
выходит на позицию главного российского миграционного донора. И если до 2007 года процедура легализации трудовых мигрантов в России была
невероятно трудна и способствовала только росту коррупции, то после 2007 года
российское миграционное законодательство изменилось, и теперь процесс
легализации значительно упростился. Раньше регистрацией мигрантов занималась
милиция, причем в милицию должен был явиться не только собственник жилья, где
мигрант хотел зарегистрироваться, но и все, кто еще проживает на данной
площади, должны были дать согласие на регистрацию мигранта. Теперь достаточно
написать заявление в местном отделении миграционной службы, в котором указать
адрес места своей работы или посреднической фирмы. Корешок этого заявления со
штампом о его приеме является удостоверением легального пребывания мигранта.
Для заполнения заявления нужен паспорт мигранта и его миграционная карта. Если
карта потеряна – ее можно восстановить, заплатив штраф. Считается, что новое
законодательство уменьшает коррупцию. «Работать не так трудно, как проходить таможню. Желающих поработать в
России много, на таможне проверяют документы, забирают деньги, как при въезде,
когда везешь деньги на проживание на первое время, так и на выезде, когда
везешь зарплату домой и подарки семье». По данным исследования, сегодня в России введена квота на 6 миллионов
разрешений для иностранных граждан из безвизовых стран и 308,8 тысяч
приглашений для получения виз иммигрантами, которые прибывают в Россию на
работу (В ноябре 2008 года
правительство России утвердило квоту на выдачу в 2009 году иностранным
гражданам почти 4 миллионов разрешений на работу. На 2008 год квота составляет
3,4 миллиона человек. - Прим. ред.). Упрощение легализации привело к
тому, что в первом полугодии 2007 года на учет встали 85 процентов мигрантов. А
раньше не зарегистрирован был каждый второй гастарбайтер. Кроме того, сегодня мигрант получает в России «трудовую карту» и может сам
устраиваться на работу, менять место работы, если придется. Напомним, что
раньше разрешение на работу мигранта получал работодатель, и это делало
гастарбайтера полностью зависимым от работодателя. Сегодня мигрант может менять
работу, потому что у работодателей есть право нанимать гастарбайтера с трудовой
картой. Чтобы получить такую карту, в течение месяца человек должен пройти
медобследование, подтвердить, что он у него нет СПИДа, туберкулеза или
венерических заболеваний. Сегодня три четверти мигрантов в России получили
миграционные карты – раньше столько же работало без них. Однако работа миграционных служб не согласована между собой, чиновники плохо
инструктированы, а говорить о том, что коррупция преодолена, и вовсе не
приходится. Потоки нелегальной миграции не контролируются, а права мигрантов
нарушаются повсеместно – причем и работодателями, и милицией. Мигранты
подвергаются жесткой эксплуатации, часты случаи обмана, невыплаты денег, нередко
гастарбайтеры попадают в рабство к своим работодателям. А учитывая, что
мигранты, как правило, нелегальные, не знают языка и повседневной культуры
страны, куда приехали на заработки, то они практически лишены возможности
обратиться за помощью как к органам власти, так и к обывателям-гражданам
принимающей страны. «Через неделю я заболела, все, что заработала, пришлось потратить на
лечение. Лечилась сама; хорошо, что родители – врачи. Без прописки там в
больницы не принимают».
Внутренняя трудовая миграция в Узбекистане
Интересны цифры, которые описывают внутреннюю трудовую миграцию в
Узбекистане. 70-80 процентов ищущих работу едут в Ташкент и отправляются там на
мардикор-базары (местные
неформальные биржи труда. - Прим. ред.). 80,5 процентов ищущих работу в
Узбекистане – сельские жители, причем 83,8 процента мардикоров (людей, которые ищут работу на
мардикор-базарах. - Прим. ред.) – сельские жители, которые никогда не
работали официально. 60,9 процента мигрантов – молодежь (16-29 лет), которая не
имеет ни квалификации, ни профессионального образования. Большинство молодых
мигрантов, которые не закончили среднюю школу, - из многодетных семей. 23,2 процента гастарбайтеров – женщины, из них 45 процентов не имеют мужа:
половина из них еще не были замужем, треть разведены, а остальные живут
отдельно от мужа либо вдовы. Мужчины заняты на стройках, в розничной торговле, на сельскохозяйственных и
ремонтных работах, а женщины убирают помещения и территории, стирают,
занимаются сельхозработами, сортируют и упаковывают овощи и фрукты, моют посуду
и помогают по кухне во время больших праздников. 1,3 процента женщин заняты
проституцией. Женская работа более монотонна, чем мужская, и женщины часто работают в
более тяжелых условиях, чем мужчины, но работодатели это традиционно не
учитывают, и женщинам платят на 30 процентов меньше, чем мужчинам. Но от
безысходности женщины, как и молодые мужчины без среднего образования,
соглашаются на любую работу. «Самая неприятная работа – это чистка редиски в марте, потому что в марте
еще холодно. Я почему помню – в этом году в начале марта мы мыли редиску. Вода
была очень холодная. У нас руки аж посинели от холодной воды»
(Женщина-мардикор, Наманганская область.) У большинства мигрантов - по 2-5 иждивенцев, у половины мужчин и трех четвертей
женщин, ищущих работу, есть малолетние дети. 54 процента мигрантов обеспечивают
троих и более детей и родственников, и лишь 13 процентов мигрантов работают «на
себя», причем таких «эгоистов» больше среди мужчин. Работу мигранты находят, как правило, неквалифицированную, поэтому их
собственные профессиональные навыки постепенно утрачиваются. Из-за работы вдали
от дома у людей портятся семейные отношения (часто семьи распадаются), дети
растут без родительского присмотра, и это порождает множество проблем в
будущем. Рабочий день мигранта-нелегала длится, в среднем, 9 часов 40 минут (бывает,
что работают и по 18 часов в день, например, во время сбора черешни). Рабочая
неделя составляет 6 дней, 58 часов. Работодатель предоставляет орудия труда,
скудное питание – в среднем 1 доллар на человека в день, неотапливаемое,
неблагоустроенное жилье. Бывает, что ночлег людям предлагают под открытым
небом. Средний заработок мардикора семь тысяч сумов в день (примерно пять долларов),
около 118 тысяч в месяц. Причем оплата идет поденная, а объем работ –
ненормированный. Но несмотря на тяжелейшие условия труда, мигранты предпочитают не заключать
официальных договоров о найме, потому что в этом случае им придется платить за
регистрацию и выплачивать налоги. Поэтому люди предпочитают работать
нелегально, рискуя быть обманутыми (невыплаты обещанных заработков – дело почти
обыденное), и время от времени давать взятку – лишь бы от них отстали и дали
возможность работать. В легализации трудовых мигрантов не заинтересованы ни
сами мигранты, ни власть, ни работодатели. Сельская семья из Андижана,
рассказывая об условиях работы «своего» мигранта в России, говорит: «Он
работает нелегально. В день зарплаты у выхода ждет милиционер, и все нелегалы
отдают ему по 500 рублей». 87 процентов внутренних мигрантов никогда не проходили регистрацию, а 79
процентов никогда не оформляли временную прописку.
Нет ничего более постоянного, чем временная работа
Большинство гастарбайтеров рассматривают свою работу как временную –
психологически тяжело представить себе, что всю жизнь так и будешь жить
впроголодь и в нечеловеческих условиях, вдали от родных и близких, откладывая и
отправляя домой каждую заработанную копейку. Но исследования показывают, что
начав выезжать на заработки, люди продолжают заниматься этим из года в год. 60
процентов мигрантов работают вдали от дома от трех до десяти лет, но есть
трудовые мигранты, которые ездят на заработки и по пятнадцать лет. И
большинство из них надеется, что когда-нибудь в Узбекистане все наладится, и
можно будет найти работу и возле дома. «Не хочу оставаться там, так как там нет близких людей. Будущие планы –
заработать там деньги, купить здесь машину и работать таксистом». Рассматривая свою работу как временную, гастарбайтеры, однако, не спешат
возвращаться домой. Общественное мнение воспринимает как неудачников тех
трудовых мигрантов, которые возвращаются, не только не заработав больших денег,
но и подорвав здоровье. Даже в семье на такого мигранта начинают смотреть косо:
раз ты не смог там прижиться и найти работу, значит, ты никудышный кормилец.
Многие предпочитают работать на самых неблагодарных и черных работах в городе,
лишь бы не возвращаться в село. 30 процентов населения Узбекистана готово отправиться на заработки – это
очень высокий уровень миграционной активности. От 15 до 40 процентов семей
отпускают в течение года мигранта на заработки. Часто выезд на заработки за
границу ограничивается только невозможностью собрать первоначальный капитал:
деньги нужны на билет и на проживание первое время, пока работа не будет
найдена. «Решившись отправить жену (на заработки), я уже влез в неимоверные долги,
потому что пришлось собрать (и продать) все, что было в доме. На дорогу и
проживание дала деньги родственница, с которой уехала моя жена. Потом (мне)
пришлось отрабатывать ей свой долг шесть месяцев». Вернуться домой насовсем в ближайшие шесть месяцев планировало менее 8
процентов опрошенных (напомним, что речь идет об опросах 2006-2007 годов).
Половина мигрантов собирается вернуться домой, если там будет работа. Треть
планирует вернуться обеспеченными людьми. И лишь 28 процентов мигрантов, по
данным исследования, уверенно отвечают, что постараются не возвращаться домой
ни при каких условиях. Причем женщины не хотят возвращаться домой чаще, чем
мужчины: возвращение женщины воспринимается общественным мнением гораздо острее
и негативнее. 30 процентов опрошенных женщин не желают возвращаться домой ни
при каких обстоятельствах (среди городских женщин таких «невозвращенок» более 40
процентов). Часто, адаптировавшись в новой среде, трудовые мигранты обзаводятся новыми
семьями (или перевозят свои туда, где работают) и не желают возвращаться
обратно. Многие получают новое гражданство. Большинство опрошенных в ходе исследований трудовых мигрантов считают, что
многие проблемы мигрантов исчезли бы, если бы правительства подписали
необходимые межгосударственные соглашения, например, об облегчении процедур
пограничного и таможенного контроля. Исследование «Трудовая миграция в Республике Узбекистан: социальные,
правовые и гендерные аспекты» в очередной раз убеждает: выживание большинства
узбекистанских семей напрямую зависит от заработка мигрантов, как внешних, так
и внутренних. И начавшиеся массовые увольнения гастарбайтеров в России приведут
не только к тому, что российские улицы завалит мусором – это как раз вполне
привычно и переживаемо, - но и к тому, что большинство семей в Узбекистане
будут жить впроголодь. А это уже – социальный взрыв.
Мария Яновская
Источник: Фергана.Ру
|